вава
Главная arrow Это интересно arrow Вам пора и нам пора исправлять «договора»

Вам пора и нам пора исправлять «договора»

1 февраля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". Новый Закон содержит ряд сенсационных положений, касающихся договоров поставки для торговых сетей.

Участники российского розничного рынка хорошо знакомы с предысторией появления Закона о торговле. Для того чтобы продать свой товар через розничную торговую сеть, недостаточно заключить обычный договор купли-продажи. Сети выставят множество дополнительных условий, например: 

  • предоставление торговым сетям скидок от оптово-отпускной цены товара;

  • требование оплаты за «вход в сеть» и во вновь открывающийся магазин;

  • требование оплаты за ввод новой продукции;

  • значительная отсрочка платежей за реализуемый товар, по сути представляющая собой коммерческий кредит; 

  • оплата маркетинговых услуг по продвижению товара; 

  • предоставление дополнительных скидок в период акций;

  • высокие размеры штрафных санкций (несоизмеримые с объемами продаж и величиной нанесенного торговому предприятию ущерба).

Не каждый поставщик в состоянии выполнить такие условия, и, следовательно, продать свой товар через розничные сети. Сотрудники ФАС усматривали в действиях сетей нарушение ст. 11 Закона о конкуренции, запрещающей хозяйствующим субъектам осуществлять согласованные действия на товарном рынке, которые направлены на ограничение конкуренции. Однако попытки поставщиков обжаловать действия сетей в суде часто завершались не в их пользу. Суд вставал на сторону сетей, не находя документальных подтверждений согласованности в их действиях на товарном рынке.

Возникла необходимость усовершенствовать нормативную базу антимонопольного законодательства. Цель нового Закона о торговле - противостояние экспансии торговых сетей на российском розничном рынке. В первую очередь, Закон направлен на защиту интересов отечественного производителя продовольственных товаров.

Кто-то, прочитав начало этого обзора, может решить, что раз речь идет о торговых сетях, то его это не касается. Однако надо учитывать что, с точки зрения Закона, если есть хотя бы два «торговых объекта» под общим управлением или единым коммерческим обозначением, то это уже торговая сеть.

Другой важный для данного Закона термин - продовольственные товары. Продовольственными товарами следует считать продукты, употребляемые человеком в пищу, продукты детского и диетического питания, питьевая вода в бутылках, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки.

Какие же ограничения, касающиеся договоров поставки продовольственной продукции в розничные сети, установлены Законом?

Сторонами договора поставки может предусматриваться вознаграждение, которое поставщик выплатит торговой организации за приобретение у него определенного количества продовольственных товаров. Однако необходимо учитывать, что: 

  • его размер не должен превышать десяти процентов от цены приобретенных продовольственных товаров; 

  • сумма вознаграждения не учитывается при определении цены продовольственных товаров (то есть вознаграждение не может быть предоставлено в виде скидки к цене товара); 

  • для отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством РФ, запрещено устанавливать такое вознаграждение.

Закон устанавливает предельные сроки платежа по договору поставки в зависимости от сроков годности продовольственных товаров

  • товары со сроком годности менее чем 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее, чем 10 рабочих дней со дня приемки таких товаров; 

  • товары со сроком годности от 10 до 30 дней не позднее 30 календарных дней; 

  • товары со сроком годности свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ, оплачиваются не позднее, чем 45 календарных дней со дня приемки.

Оплата товара поставщику должна быть произведена в установленные договором сроки в случае, если он предоставил все документы, относящиеся к поставке товаров в соответствии законодательством РФ и договором поставки продовольственных товаров. Если это условие не выполнено, то срок оплаты сдвигается до момента, пока поставщик не предоставит требуемые документы.

В договоре поставки продовольственных товаров не допускается установление запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования,

Услуги покупателей продовольственной продукции по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и иные подобные услуги, направленные на продвижение товаров, могут оказываться исключительно на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг. Включение в договор поставки продовольственных товаров условий об оказании поставщику названных услуг, а также заключение договора поставки продовольственных товаров путем понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг запрещены Законом.

В рамках антимонопольного регулирования новый Закон запрещает поставщикам и торговым сетям:

  • создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов; 

  • нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования; 

  • навязывать контрагенту условия:

- о запрете на заключение договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами;

- об ответственности за неисполнение обязательства о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

- о предоставлении контрагенту сведений о договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

- о внесении платы в адрес торговой сети за право поставок продовольственных товаров (в функционирующие или открываемые торговые объекты);

- о внесении платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

- о снижении поставщиком продовольственных товаров их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

- о возмещении поставщиком продовольственных товаров убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика;

- о возмещении затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;

- о возврате поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Перечень навязываемых условий является открытым.

В Законе установлен прямой запрет на заключение между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров договоров комиссии.

Условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до 1 февраля 2010 г., должны быть пересмотрены и приведены в соответствие с изложенными требованиями в течение 180 дней со дня вступления в силу Закона о торговле, то есть до 31 июля 2010 г.

С 1 июля 2010г. для торговых сетей будет действовать следующее ограничение: торговая сеть, доля розничной продажи продовольственных товаров которой превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год, не вправе рассчитывать на дополнительную площадь торговых объектов в границах субъекта РФ, муниципального района, городского округа (в том числе Москвы или Санкт-Петербурга).

Сделка купли-продажи или аренды, совершенная с нарушением указанной нормы, будет признана ничтожной, а требование о признании недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом.

Закон возлагает на торговые сети и поставщиков продовольственных товаров обязанность информирования друг друга об условиях отбора потенциальных контрагентов для заключения договора поставки и существенных условиях такого договора. Компания может разместить соответствующую информацию на своем сайте, или должна безвозмездно предоставить ее по запросу.

Возможно, чтобы хоть как-то подсластить горькую пилюлю, законодатель запрещает органам власти: 

  • возлагать на хозяйствующих субъектов обязанности по участию в повторной проверке качества и безопасности товаров, в региональной или муниципальной системе качества товаров; 

  • принуждать хозяйствующих субъектов к участию в прохождении контрольных и разрешительных процедур, установленных нормативными правовыми актами субъектов РФ в дополнение к предусмотренным федеральными законами процедурам. В данном случае речь идет об аттестации торговых объектов, аккредитации хозяйствующих субъектов, сертификации товаров, соответствии торговых объектов требованиям законодательства РФ; 

  • принуждать к продаже товаров по ценам, определенным в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов РФ (за исключением случаев, если такие органы в установленном порядке наделены правом осуществлять государственное регулирование цен на товары) или органами местного самоуправления.


Также представители органов власти не могут принимать нормативно-правовые акты, решения, предусматривающие:

  • установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров между субъектами РФ, между муниципальными образованиями в границах субъекта РФ; 

  • введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов РФ, территориях муниципальных образований в границах субъектов РФ; 

  • понуждение хозяйствующих субъектов к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными контрагентами; 

  • установление для хозяйствующих субъектов ограничений выбора контрагентов; 

  • дискриминацию хозяйствующих субъектов в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.

При выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных Законом, ФАС России принимает меры в соответствии с Законом о защите конкуренции (N 135-ФЗ от 26.07.2006). В настоящее время разработан проект о внесении поправок в Административный кодекс, предусматривающий санкции для нарушителей закона «О торговле». Предложенные ФАС поправки предусматривают штрафы от 700 тыс. до 1 млн. руб. за включение в договоры поставки всех видов бонусов, кроме разрешенной 10%-ной премии за объем, и за принуждение поставщиков покупать любые услуги - например, маркетинговые. Чиновникам, которые будут слишком рьяно проверять розницу и пытаться регулировать цены, грозит штраф в 50 тыс. руб. и дисквалификация на 1 - 3 года.

Многие крупные сети крайне недовольны этим новым Законом. По их мнению, поставщики теперь лишены каких-либо инструментов для продвижения своей продукции в сетях, а запрет на приобретение дополнительных площадей может стать серьезным препятствием для развития сетевой торговли в России. Представители небольших сетей также считают, что для них выполнение всех пунктов Закона, в частности сокращение сроков платежа, может обернуться катастрофическими последствиями. Поставщики, в свою очередь, считают, что все останется на своих местах. Хочешь работать с сетью - предлагай выгодные условия!

Полностью с текстом Закона можно ознакомиться здесь.

Автор статьи - Деветьярова Ирина, руководитель направления методологии и автоматизации бухгалтерского учета ЗАО "Софт-Вест"