СЂРјСЂРїСЂРїРѕСЂРї.
BI. Мерчендайзинг

Что такое мерчендайзинг?

Мерчендайзинг - это организация и управление продажами за счет грамотного представления товара в торговой точке. Если кратко, то можно сказать, что мерчендайзинг — это движение товара к покупателю.

Неоднократные исследования специалистов доказывают, что в среднем 50% розничных покупок товаров потребительского назначения не планируются покупателями заранее. Самая большая эффективность влияния на решение о покупке приходится в момент покупки в торговом зале магазина. Уже в течение первых 5-7 секунд после того, как покупатель видит товар, он принимает решение о его покупке.

Можно сказать, что грамотный мерчендайзинг заменяет продавца-консультанта. Правильная выкладка, как невидимый продавец, буквально подталкивает клиента к совершению покупки. Создавался и впервые применялся мерчендайзинг именно в магазинах самообслуживания. Когда он зарекомендовал себя как эффективный механизм продаж, то на него начали обращать внимание маркетологи и специалисты в области продаж.

В итоге мерчендайзинг стал в ряд с маркетингом и продажами. Считается, что продажи решают краткосрочные вопросы сбыта продукции, т. е. здесь и сейчас. Маркетинг решает вопросы долгосрочные, т. е. содержит меры, которые помогают приводить клиентов через какое-то время. Мерчендайзинг же занимается решением среднесрочных задач реализации продукции.

Модель данных оптимизирована для работы с заранее рассчитанными данными на сервере мастер системы, что позволяет обходиться без серверных лицензий QlikView, что значительно сокращает стоимость проекта. Домино специально адаптировано для работы с планограммами выкладок. Кроме первичного заведения планограмм, Домино печатает в приходных накладных по каждому товару секцию, полку и место на полке, для безошибочной укладки товара, согласно активной планограммы. Если на предприятии используется в качестве мастер системы Домино8 любых версий, приложение Домино BI устанавливается автоматически. При использовании других учетных систем, требуется выгрузка файлов CSV определенного формата и планограммы секций, составленные в Excel.

Сравнение показателей

Начальная вкладка для быстрого анализа общего положения дел в торговом предприятии. Содержит 4 диаграммы и два датчика и набор фильтров прошлого и текущего периодов. Для сравнительного анализа достаточно выбрать анализируемые периоды и программа на лету выдаст результаты сравнения в графическом виде:

  • Сравнение прибыли в динамике по дням недели
  • Сравнение прибыли по периодам в разрезе секций
  • Сравнение потерь товаров за периоды
  • Сравнение показателей (прибыль с 1 м2, скорость продаж, доля прибыли от ТЗ, коэф. эффективности) по периодам.
  • Объем продаж в сумме текущего периода относительно прошлого на датчике
  • Объем продаж в штуках текущего периода относительно прошлого на датчике
  • Торговые залы по секциям

Система может хранить на одной вкладке все Торговые залы сети, переключение между ТЗ осуществляется с помощью фильтра «Подразделения». Каждое последовательное изменение планировки секций сохраняется в системе для возможности последующего анализа и выбора оптимального варианта. Что бы начать анализ нужной планировки достаточно выбрать фильтр На второй вкладке анализируем основные показатели в привязке к таблицам планограмм выкладок секций ТЗ:

  • прибыль,
  • долю прибыли от ТЗ,
  • скорость продаж,
  • кол-во дней без продаж,
  • площадь каждого места на полках,
  • потери в шт.
  • потери в суммовом выражении

Данные в таблицах сортируются в любой последовательности методом клика в приоритетной колонке. Наиболее важные показатели можно подсветить насыщенностью цвета, на картинке подсвечена колонка «Кол-во дней без продаж».

Потери с места на полке считаются исходя из принципа «ежедневности продаж» и реальной скорости продаж каждого товара. Если товар с полки редко продается, его место должен занять другой товар, с более высокой скоростью продаж. Подбор оптимальной ассортиментной матрицы каждой секции в торговых залах является приоритетной задачей товароведа.
Планограммы выкладки
На третьей вкладке мы имеем возможность посмотреть торговые залы по секцииям в реальном виде, согласно планограмм выкладок на дату. К товарам выводится один из трех возможных показателей:
  • Прибыль (наценка)
  • % Прибыли от ТЗ
  • Кол-во дней без продаж
Данная вкладка незаменима при анализе продаж секций в исторической перспективе, для более глубоко понимания причин низкой прибыли. Например, сравнивая продажи одного и того же товара в разных магазинах, можно судить об удачности места расположения товара на полке, о соседстве с другими товарами и о расположении самих секций в торговых залах.
Наименование товаров подкрашено насыщенностью цвета по данным наценки, критически важные значения количества отсутствия дней продаж в оттенки красного цвета.

 До и после
 
Основная аналитическая вкладка предназначена для визуализации результатов перепланировок секций по основным аналитическим показателям: прибыль, скорость продаж, объем продаж по кол-ву и сумме, прибыль с 1 м2, доля прибыли от ТЗ.
 
Доли показателей До и после

 
Структура показателей в динамике


Видно как падает прибыль секции хлебобулочных изделий и увеличивается колбасных изделий
Анализ KPI

 
Абсолютные показатели за период
 
Вкладка содержит 5 диаграмм с возможностью анализа основных показателей (относительных и абсолютных) как за период, так и в динамике. На рисунке выше абсолютные показатели:
 
  • Наценка
  • Сумма продаж
  • Количество
 
На рисунке ниже, расположена диаграмма, анализирующая относительные показатели:
  • Доля прибыли от ТЗ
  • Коэф. Эффективности
  • Прибыль с 1 кв. м полки
  • Скорость продаж
Для удобства относительного анализа диаграмма имеет линию среднего значения каждого показателя.
Относительные показатели за период.
  • Показатели в динамике
  • Анализ товаров секций.
  • Воронка показателей.
Кликнув в выбранную секцию проваливаемся до товаров:


Структура показателей товаров по секциям:
Анализ товаров:
На диаграмме видно, как влияет показатель «Дней без продажи» на наценку товара Колбаса Краковская За февраль 2016 года значение дней без продажи 23

Доходность товаров от кол-ва дней продаж:


На диаграмме видно, что размер синего шара в правом верхнем углу меньше соседних, хотя товар занимает по доходности первое место в рейтинге товаров. Если бы он продавался больше чем 17 дней, прибыль бы значительно больше.

 Вкладка «Анализ потерь»

Потери в динамике

По трем показателям, прибыль, объем продаж сумма, объем продаж количество Потери за период

 Воронка потерь