пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ.
Главная arrow Задачи arrow Бюджетирование

планирование и бюджетирование

Бюджетирование - широко распространенный метод управленческого учета, в основе которого лежит принцип управления на основе анализа отклонений. Как правило, используются относительные отклонения фактических показателей хозяйственной деятельности от установленных бюджетом плановых значений. Отклонения, превышающие допустимые значения, анализируются, устанавливается их причина, в случае отрицательного отклонения принимаются меры для их устранения. Допустимыми признают отклонения на уровне 4-5%. Если отклонения составляют более 50%, то необходимо обратить внимание на точность бюджетирования. Специалисты считают, что при недостаточной точности бюджетирования метод становится неэффективным. Другими значительными факторами, влияющими на эффективность этого метода, являются:

  • наличие управленческого учета в компании; 

  • наличие IT-системы; 

  • ведение управленческого учета и составление бюджета, а также контроль его исполнения в единой системе. Составление бюджета в единой информационной системе организации предполагает единство справочников, методов и отчетных форм.

Бюджет компании состоит из 3-х основных бюджетов: 

  • прогнозный баланс; 

  • прогнозный отчет о прибылях и убытках; 

  • прогнозный отчет о движении денежных средств. 

С точки зрения последовательности подготовки документов для основного бюджета весь процесс планирования может быть условно разбит на две части: 

  • Подготовка операционного бюджета; 

  • Подготовка финансового бюджета.

Операционный бюджет - это бюджет отдельного ЦФО. Цель операционного бюджета - разработка прогнозного отчета о прибылях и убытках. Операционный бюджет состоит из: бюджета продаж, бюджета закупок, бюджета себестоимости, бюджета расходов. Разработка операционного бюджета торговой организации начинается с определения плана продаж, на основе которого создается бюджет продаж. Далее, с учетом имеющихся запасов на начало планируемого периода и бюджета запасов товара на конец периода, разрабатывается бюджет закупок товаров. От объемов закупок зависят бюджеты себестоимости товаров, бюджет затрат на маркетинг и бюджет коммерческих затрат. Кроме того составляются бюджеты трудовых затрат, бюджет общих и административных расходов.

Составление бюджета продаж является отправной точкой и самым ответственным моментом процесса бюджетирования. Объем продаж и его товарная структура оказывает воздействие на большинство других бюджетов, которые формируются на основе информации о бюджете продаж. От того, насколько точным будет бюджет продаж, зависит качество всего операционного бюджета. Объем продаж подвержен влиянию таких внешних факторов, как деятельность конкурентов, общее положение на национальном и мировом рынке, результативность рекламы, циклические и сезонные колебания.

Финансовый бюджет - это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в будущем периоде. Финансовый бюджет включает в себя бюджет капитальных затрат и бюджет денежных средств компании. На основе финансового бюджета и прогноза прибылей и убытков составляются прогноз бухгалтерского баланса и движения денежных средств.

При составлении финансового бюджета необходимо запланировать суммы налогов, подлежащие уплате в бюджет, сумму амортизации основных средств, суммы задолженностей перед поставщиками, фонды развития предприятия и материального поощрения сотрудников и т.д.

Бюджетирование в отраслевых решениях ДОМИНО 8 основано на использовании укрупненных хозяйственных операций, которые моделируют деятельность предприятия в будущем. Например, планирование затрат на основе хозяйственных договоров требует указания параметров договора, условий поставки или оказания услуг, и условий оплаты. Исходя из указанных параметров, система автоматически рассчитает моменты поставки и их оплаты. Результаты расчета будут учтены при составлении различных видов бюджета.

Таким образом, разные виды бюджета составляются в программных продуктах ДОМИНО 8 параллельно, а не последовательно, как это принято в других системах. Такой подход при автоматизации бюджетирования хорошо зарекомендовал себя на практике.

Рассчитать стоимостьЗадай вопрос

С нами работают

наши клиенты